Программа Родительского университета на 2017-2018 учебный год

( 0 Голосов ) 
Печать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 24»

А. ШЕНДЖИЙ

 

 ПРОГРАММА

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

(для родителей воспитанников)

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

Пояснительная записка

         Предназначение современной семьи все в большей степени связывается с созданием уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации как супругов, так и детей. Каждая конкретная семья, безусловно, обладает своей уникальной иерархией, отражающей личностные особенности супругов, семейные ценности, социокультурные, национальные, этнические традиции и другие особенности.

         Известно, что воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, их опыта социального общения, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди них занимает педагогическая культура родителей.

         Удельный вес и значимость педагогической культуры в воспитательном потенциале семьи неуклонно возрастает. Это обусловлено, прежде всего, ростом и усложнением задач семейного воспитания и самого воспитательного процесса. Педагогическая культура дает возможность существенно сузить тот элемент стихийности, который свойственен семейному воспитанию в большей мере, чем любому другому.

         Наряду с существенными позитивными изменениями в осознании и реальной постановке воспитательных задач в семье, педагогическая культура родителей характеризуется серьезными недостатками: абсолютизацией одних сторон воспитательной деятельности и недооценкой других, неточным, а в ряде случаев и весьма смутным представлением о конкретном содержании отдельных целей-задач (воспитание, например, семьянина). В ряде же семей мы встречаемся и с явным искажением целей семейного воспитания, сведением их к заботам о материальном благополучии.

         При этом есть все основания считать, что отсутствие полного осознания целей семейного воспитания и необходимой сбалансированности в их постановке свойственно большей части семей. Отсутствие четких целей ведет к тому, что оно носит ситуативный характер с его незначительным эффектом, а элементы стихийности преобладают над сознательным влиянием родителей.

         В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо представляют себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

         Эффективной формой решения задач формирования педагогической культуры родителей является открытие Родительского университета на базе ДГ при МБОУ «СШ № 24» а. Шенджий.

         Актуальность программы определяется необходимостью обучения взрослых конструктивному взаимодействию со своими детьми в условиях встреч с родителями, где в атмосфере сотрудничества и доверия они получают не только ответы на свои вопросы, но и квалифицированную психолого-педагогическую помощь и поддержку. Особенно востребованной является становление системы непрерывного образования родителей, основанной на потребности родителей эффективно воспитывать ребенка, способствовать его полноценному развитию.

         Направленность программы Родительского университета  – социально-психолого-педагогическая.

         Программа рассчитана на родителей детей 2-7 лет, т.к. дошкольный возраст – период активного становления личности и социализации ребенка. Влияние семьи в этот период безгранично. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит, каким будет ребенок в будущем. Вместе с тем, не существует социальных институтов, готовящих человека к эффективной реализации родительских функций. Детский сад становится первым учреждением воспитания не только ребенка, но и родителей.

         Родительский Университет является общественным институтом, объединяющим представителей родительской общественности, управленческих и педагогических кадров, заинтересованных в укреплении семьи, связи семейного и общественного воспитания.

         Целью Родительского университета является повышения педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.

         Реализация Программы предполагает решение следующих задач:

1.     Формировать у слушателей Университета осознание необходимости своего внутреннего изменения во благо семьи, детей и будущего страны.

2.     Содействовать возрождению традиционных устоев и уклада семьи, гармонизации супружеских отношений.

3.     Повысить родительскую грамотность в вопросах воспитания детей.

4.     Вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни.

         Принципы реализации Программы:

- гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;

- обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;

- интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;

- управление взаимодействием детей и родителей;

- единство педагогического просвещения и самообразования родителей;

- многообразие форм работы с родителями;

- стимулирование родителей к сотрудничеству;

- принцип добровольности;

- принцип конфиденциальности.

         Родительские встречи в привлекательной форме позволяют ненавязчиво утверждать ценности семейного очага, личной свободы, ценности другого человека. Участие в Родительском университете добровольное, бесплатное. Ведущие стремятся не управлять участниками, их развитием, а создавать условия для их самореализации, самоопределения, саморазвития, оказывать поддержку родителям.

         Родительский Университет действует на базе ДГ при непосредственном участии заместителя руководителя ДГ и  заинтересованных специалистов.

         Программа реализуется в три этапа:

         Организационный предполагает изучение запроса родителей на освещение актуальных проблем и вопросов воспитания и развития ребенка, выбор тем встреч, разработку содержания, подготовку методического обеспечения.

         Практический этап заключается в организации и проведении встреч с родителями и разнообразных мероприятий Родительского университета.

         Аналитический предусматривает подведение итогов встреч, сбор отзывов, анализ результативности.

         Форма и режим занятий. Программа рассчитана на 4 встречи в учебный год. Время проведения встреч: - 17.00-19.00 час.

         Содержание встреч отражает актуальные вопросы психолого-педагогической подготовки родителей к воспитанию и развитию детей.

         В процессе встреч с родителями предстоит:

-  формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и дошкольном учреждении как социального, психологического и педагогического явления;

-   содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и детском саду;

- содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье;

-  на основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации;

- показать специфическую особенность семейного воспитания;

- определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка;

- вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;

- дать возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, навыками, умениями по организации семейного воспитательного процесса;

-  помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;

- научить родителей анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, детско-родительские взаимоотношения;

-  выработать навыки, умения, приемы оценки психического состояния детей с целью контроля их психического здоровья;

- сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.

         Формы встреч Родительского  Университета:

- теоретические семинары (доклады, сообщения, консультации);

- семинары-практикумы;

- обсуждение актуальных вопросов практики образования, педагогического опыта;

Ресурсы

         Кадровые ресурсы: заместитель руководителя ДГ, воспитатели, педагог-психолог, другие специалисты. Руководителем Родительского Университета является заместитель директора по ДГ. Все специалисты, участвующие в работе Родительского университета,  имеют профессиональное образование, необходимый стаж работы и обладают теми качествами, которые позволяют им работать с родителями: умение сопереживать, готовность работать, великодушие, терпеливость.

         Информационные ресурсы: разработка буклетов, информационных бюллетеней, размещение информационных статей на сайте ДГ. Размещение объявлений о предстоящих мероприятиях и подведение итогов – на сайте ДГ.

         Методические ресурсы: опытно-экспериментальная и экспериментальная деятельность, научно-методическое обеспечение, мониторинговая деятельность, информационно-методическая деятельность, программирование и планирование деятельности, повышение профессионального уровня специалистов.

         Прогнозируемые результаты

1. Активизация родителей как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения.

2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей, создание благоприятных условий для воспитания и развития ребенка в семье.

3. Формирование нового типа родительства – «социально-ответственного», представители которого активно участвуют в воспитании и повседневной жизни ребенка, осознают меру ответственности за его физическое, психическое и нравственное здоровье.

4. Принятие и утверждение базовых семейных ценностей, гармонизация супружеских и родительско-детских отношений.

         Анализ эффективности реализации программы предполагает количественную и качественную оценку. Количественная оценка предполагает учет числа родителей, участвующих в проводимых мероприятиях. Качественная оценка предусматривает выявление активности родителей, желания участвовать в мероприятиях, положительные отзывы о проведенных встречах, актуальности и значимости для родителей рассматриваемых вопросов, привлекательность формы проведения встречи.

 

 

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

Единый общероссийский детский телефон доверия:  8-800-2000-122

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Адыгея:
Александр Борисович Ивашин
Телефон: (8772) 52-80-10
Факс: (8772) 52-80-11
Адрес: 385000, г. Майкоп, ул. Гагарина 20
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Web-сайт: http://adygea.rfdeti.ru

Министерство образования и науки Республики Адыгея:

52-60-26 - Михайловская Марианна Муратовна, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-60-26 - Джаримова Марина Аслановна, главный специалист-эксперт отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-13-08 - Мамий Мариет Сагидовна, главный специалист-эксперт отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА.
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00

Интернет-приемная официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея:
http://adygheya.ru/

Приём обращений на официальном сайте МВД по Республике Адыгея:
https://01.mvd.ru/

Интернет-приёмная на официальном сайте Прокуратуры Республики Адыгея:
http://www.adygproc.ru/

Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
http://01.rospotrebnadzor.ru/

Администрация МО "Тахтамукайский район":
тел.: 8 (87771) 96-2-90
e-mail: tahtamukay@mail
Сайт: http://ta01.ru/

Управлении образования администрации МО «Тахтамукайский район»:
+7 87771 96587, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., web-сайт: www.uota01.ru
  
Увеличить шрифт Уменьшить шрифт  





Рейтинг@Mail.ru